Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов без обиняков заявил, что "закон о создании нации в природе существовать не может, он не принят фактически ни в одном государстве мира". По его мнению, формирование нации - это "объективный исторический процесс", а закон "лишь может регулировать те или иные отношения между людьми и социумами".
"Можно было бы разработать меморандум о российской нации, декларацию, комплексную программу развития межнациональных отношений", - считает дагестанский руководитель. При этом "важно понимать, что формирование российской нации не отменяет самобытность других народов, проживающих в РФ", подчеркнул он.
Депутат Госсовета Чувашии Виктор Ильин расценил разработку такого закона как попытку нарушения ст. 3 Конституции РФ, в которой "четко сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ". "Абстрактное обобщение в этой очень тонкой сфере может вести к потере уникальности и самобытности. Поэтому я категорический противник данного закона", - сказал он.
Глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев считает, что для реализации нацполитики в России достаточно Конституции, стратегии государственной национальной политики и других уже имеющихся "хороших законов".
Председатель комиссии по вопросам культуры и межнацотношений общественной палаты Крыма Андрей Мальгин полагает, что "коллективная ментальность, историческая память не регулируются законодательством, а находятся в иной плоскости". Он напомнил, что в 1980-е годы уже была попытка узаконить и закрепить новую историческую общность "советский народ", которая потерпела неудачу.
Профессор Северо-Кавказского федерального университета Виктор Авксентьев сказал журналистам, что новый закон не поддерживается на местах, а представители казачьих организаций распространили совместное заявление совета атаманов "Кавказской казачьей линии", Терского казачьего войска и координаторов движения "Русское единство Кавказа", назвав данную законодательную инициативу "абсурдной и ангажированной".
Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов считает, что "этническую составляющую не надо вставлять в закон либо это должен быть второстепенный вопрос", сообщается в публикации.
Ранее уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила узнать мнение граждан страны по этому поводу путем проведения всенародного референдума, прежде чем принимать закон о российской нации.
31 октября на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое проводил Путин в Астрахани, завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Вячеслав Михайлов предложил создать закон о российской нации и управлении межэтническими отношениями, который должен вобрать в себя все новации, связанные с межнациональными отношениями.
"Хорошее предложение, - одобрил идею Путин. - Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать - это прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать - это закон о российской нации". По словам президента, в такой закон может вырасти стратегия по развитию национальных отношений в России: "Нашу стратегию, которую мы с вами вместе вырабатывали, ее и преобразовывать - но только над этим нужно поработать тоже как следует".
4 ноября глава комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов сообщил, что профильный комитет нижней палаты парламента приступил к разработке концепции законопроекта о российской нации во исполнение "серьезной задачи, поставленной президентом". В конце того же месяца вице-премьер Александр Хлопонин заявил журналистам, что концепцию закона эксперты и правительство должны подготовить до Нового года.